Сегодня нет универсального программного продукта, который мог бы решать абсолютно все задачи бизнеса от начала и до конца.
Многие организации активно используют продукты компании 1С для учёта товара. Это может быть 1С: Управление торговлей или 1С: Управление небольшой фирмой. А сайт используется для продаж товаров в интернете.
Параллельная работа с сайтом и 1С требует много времени: наполнение товарами, работа с заказами, актуализация данных. Настройка интеграции позволяет сэкономить десятки часов работы.
Интеграция 1С позволяет выгрузить на сайт:
А также обмениваться заказами и справочниками.
Один из вариантов типового бизнес-процесса интеграции с 1С
*Данная схема может быть актуальна в случае если у магазина нет розничной точки использующей ту же базу 1С. При наличии розничной точки встают вопросы синхронизации дисконтных программ и другой логики резервирования остатков - уже не на стороне сайта а сразу в 1С. Бизнес-процесс будет выглядеть уже по другому.
Возможно настроить, как полную выгрузку, так и только изменения. В зависимости от ситуаций, подходы к интеграции 1С и сайта будут разными. Рассмотрим несколько из них.
Есть 1С, нет сайта
Компания активно работает в 1С, а сайт только разрабатывается.
Есть штатный обмен между сайтом и 1С. Однако 1С имеет большое количество различных настроек, зависящих от особенностей ведения учета в компании, начиная от ставок НДС и заканчивая набором статусов для заказов. Для корректного обмена данными, очень важно, верно выставить все настройки в 1С и на сайте. Поэтому настройка штатного обмена в среднем занимает не менее 20 часов. В некоторых случаях возникает потребность в доработке штатного обмена – это требует дополнительных затрат времени.
Выгрузка товаров на сайт
Существует штатный обмен, предусматривающий выгрузку структуры каталога из 1С на сайт.
Но часто встречаются случаи, когда набор данных в 1С и на сайте должен отличаться в маркетинговых целях. В 1С для работы с поставщиками менеджерам удобно видеть один формат данных, а на сайте для покупателя должен быть другой. Часто это данные о:
Для решения таких вопросов есть ряд настроек таблиц соответствия, но чаще в таких случаях, необходима доработка функционала.
Для сайта «Вольтмаркет» процесс обмена настроен нами таким образом, что привязка товаров к разделам и сами разделы не выгружаются на сайт из 1С. Новые товары, созданные в 1С попадают в закрытый раздел сайта для сортировки. После этого контент-менеджер обрабатывает эти позиции на сайте, дополняет и перемещает в соответствующие разделы..
На данный момент все еще не решена проблема выгрузки штатными средствами габаритов товара из 1С. Данные о габаритах должны попадать в специальные поля Битрикс, откуда эти данные автоматически передаются курьерским службам для расчета стоимости доставки. Проблему приходится решать дополнительными работами.
На сайте «Кормчий» в штатном режиме не выгружался вес товара из 1С на сайт. В данной ситуации, для корректного обмена, понадобилось переработать алгоритм выгрузки.
Типичная ситуация – замедление работы сайта во время обмена с 1С при большом количестве товаров. Это решается выгрузкой с небольшим интервалом только измененных товаров, а полный обмен происходит гораздо реже, например, раз в неделю.
Многие специалисты 1С считают, что все данные о товарах, включая изображения, характеристики, описания и прочее, должны храниться и изменяться на стороне 1С, в полном объеме выгружаясь на сайт. И это один из самых популярных вопросов наших клиентов.
Мы же уверены, что такой подход не оправдывает себя.
В большинстве случаев, в 1С стоит хранить только ту информацию о товарах, которая необходима менеджерам для работы в нем. Это могут быть остатки, цены, основное изображение, базовые характеристики (цвет, бренд, размер).
Остальные данные, как детальное описание, дополнительные изображения, расширенные свойства, сео-данные и прочее, стоит хранить и работать с ними на сайте. Этот подход позволяет:
Выгрузка заказов с сайта в 1С
Сам по себе штатный обмен имеет не сложную настройку, несмотря на множество различных опций.
Но это справедливо не всегда. Часто встречаются проблемы с синхронизацией доставки и оплаты заказов, устранение которых занимает много времени.
Проблемы подобного рода могут возникать в результате особенностей бизнес-процессов или разницы в версиях сайта и 1С. Кроме того, в крупных компаниях не редко присутствуют различные модификации, как на стороне 1С, так и Битрикс, что еще больше усложняет решение таких задач.
В 1С нет механизмов автоматизированного расчета стоимости доставки с профилями, как в Битрикс. При выгрузке заказа с сайта в 1С, теряется или группируется часть информации о доставке, а при обратном обмене в Битрикс, приходят не корректные данные об отгрузке.
То же касается и статусов. На сайте одна структура статусов, включающая в себя статус заказа, статус и флаги отгрузки, оплаты, отмены заказа. А в 1С совсем другой принцип - вместо отгрузки используется документ реализации, вместо части статусов - механизм проведения и т.д. Отсюда иногда возникают сложности в правильной настройке соответствия всех статусов и в целом в правильной организации бизнес-процесса обработки заказов и фиксации изменений в 1С.
На сайте «Вольтмаркет» пришлось отключать обратную синхронизацию заказов, что бы заказ выгружался только один раз и больше не синхронизировался.
На сайте «НТВ плюс» 1С используется для множества специфических задач и имеет много разного рода доработок. В результате стандартная выгрузка Битрикс не подошла по формату. Проблему решили доработкой скриптов. Также сделали дополнительный обмен для заказов с небольшим интервалом между передачей данных. Заказы передаются коротким списком, с указанием номера заказа и даты изменения с номером версии обмена. Такой формат позволяет вести корректный учет заказов на стороне 1С, свести до минимума ошибки передачи данных, а также экономить время и трафик обмена.
Популярный вопрос, который встает при планировании бизнес-процесса – «Где работать менеджерам?»
Есть компании, которые ставят жесткое условие обработки заказов только в 1С.
Но в 1С нет всех необходимых для этого инструментов (интеграция с курьерскими службами и платежными системами, модули расчета доставки, настройки дисконтных и скидочных программ и проч.), доступных по умолчанию только в интерфейсе сайта. Решение этой проблемы требует большого количества доработок в обмене и на стороне 1С.
Мы считаем более приемлемой систему, при которой первичная обработка заказа производится на сайте. И только потом в момент сборки заказ выгружается в 1С путем изменения его статуса. Бывают случае, когда в 1С вообще не работают с заказом, а заказы выгружают только для фиксации списания остатков и количественного учета.
Резервирование остатков
С этим моментом есть отдельный раз сложностей и вариантов работы.
В случае когда в 1С попадают заказы начиная с определенного статуса для фиксации отгрузки и списания остаков, получается что резервирование как такового нет и пока заказ не обработан остатки на сайте остаются доступными к покупке.
а) Первое что приходит в голову - это включить резервирование на стороне сайта в момент оформления заказа, НО при таком режиме остатки часто рассинхронизируются. Суть в том, что 1С не видит какие товары в резерве и выгружает на сайт каждый раз полные остатки. Поэтому возникает ситуация когда
- оформился заказ но еще не выгрузился в 1С, зарезервировался товар
- потом из 1С прилетают полные остатки (без учета резерва) на сайт и на сайте товар снова становится доступен к покупке
- потом заказ попадает в 1С, там списываются остатки, выгружается на сайт уже уменьшенное кол-во товара
- потом после отгрузки снимается разерв с товара и Битрикс увеличивает остаток товара еще на единицу и остаток получается уже завышенным до следующего обмена с 1С.
Настроить четко работающую схему с резервированием на стороне сайта крайне сложно (хотя и возможно путем ряда кастомным доработок), а сама техподдержке Битрикс рекомендует использовать резервирование на стороне 1С.
б) Резервирование на стороне 1С будет иметь смысл если заказ выгружается в 1С сразу же после оформления а не после обработки менеджером.
Тогда "лаг" в остатках будет равняться времени обмена между сайтом и 1С - как правило это 10-15 минут.
При таком режиме мы получаем следующие нюансы:
- в 1С падает много лишних заказов которые позже должны быть отменены. А так же появляется необходимость более внимательно следить за синхронизированностью всех полей и состава заказа так как после изменения заказа обмен должен переносить изменения в 1С. В режиме когда в 1С заказ грузится после обработки как правило изменений в составе заказа уже не делается.
- Резервирование на стороне 1С часто приходится донастраивать отдельно. Кроме того в 1С не такая удобная система работы с резервами и нет автоматического снятия резервов если например заказ висит без обработки более Х дней. Мы делали расширенную логику управления резервированием на проекте Заповедная Поляна.
Отдельным кейсом выступают ситуации, когда и для сайта, и для офлайн магазинов используется одна и та же база 1С. Для корректной реализации процесса работы в таком случае нужна расширенная синхронизация дисконтных программ, скидок и контрагентов между сайтом и 1С. Это нужно для того, чтобы скидки покупателей работали прозрачно при покупке как на сайте, так и в торговой точке. Задача, как правило, решается разработкой дополнительных скриптов.
Есть сайт, нет 1С
У клиента уже есть работающий сайт, а 1С только внедряется.В этом случае требуется первичная выгрузка каталога сайта в 1С. В Битрикс предусмотрен этот механизм, но, к сожалению, он не всегда работает корректно. Многие типы свойств выгружаются не правильно и после выгрузки в 1С перестают синхронизироваться с сайтом, а то и вовсе ломают обмен, существует необходимость привязки идентификаторов товаров и т.д. Эти моменты тоже требуют дополнительных скриптов и обработки.
Есть сайт, есть 1С
У клиента уже есть действующий сайт, и система 1С, но они не синхронизированы.
Это одна из самых сложных задач. Для синхронизации 1С и сайта необходимо сопоставить каталоги, разработать скрипты для их связывания (по артикулам или другим признакам, отличающимся от типовой связки, предусмотренной штатными механизмами), продумать таблицы соответствия свойств и структуры на сайте и в 1С.
Нестандартные обмены
Нам приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда из-за задержки передачи данных в 1-2 минуты расхождения в остатках были критичны для клиента. Требовалось реализовать моментальный реал-тайм обмен заказами и остатками между сайтом и 1С.
На проекте Бетховен, несмотря на то, что в штатном обмене частично предусмотрены механизмы такого обмены, они все равно не позволяли полностью решить задачу клиента. Мы разрабатывали собственный формат обмена основанный на системе очередей совместно с программистами 1С.
Встречаются сильно кастомизированные или не типовые конфигурации 1С.
Это актуально для ювелирной сферы, когда учет ведется не по артикулам, а по каждому товару отдельно и каждая единица одного и того же артикула может иметь разный вес и цену, а на сайте нужно показывать товары по артикулу.
Для таких клиентов разрабатываются собственные решения для группировки товаров и приведения форматов обмена к единой точке между сайтом и 1С.
CMS Битрикс на сегодняшний день не достаточно хорошо взаимодействует с программным обеспечением 1С. И «1С Битрикс» - всего лишь название предприятия и не дает никаких гарантий. Настройка обмена 1С с сайтом выглядит обманчиво просто. На деле же велик риск непредсказуемых ошибок со стороны обоих платформ. И этот процесс редко обходится без участия опытного разработчика.